10 апреля 2025 г.

Строительство мостов через реки и другие естественные и искусственные препятствия – важнейший элемент транспортной инфраструктуры, обеспечивающий бесперебойное движение транспорта и развитие экономики. Такие сооружения позволяют соединять удаленные регионы, сокращать расстояния и повышать удобство передвижения. Чтобы обеспечить надежность и долговечность возведенных мостов проектирование требует тщательного инженерного расчета, выбора устойчивых конструкций, применения наработанного опыта и современных технологий.

Этапы строительства моста через реку

Процесс строительства моста через водные преграды включает несколько ключевых этапов:

 

  1. Предпроектные изыскания: включают анализ гидрологических, геологических, климатических условий и состояния экосистемы. Оцениваются характеристики реки: глубина, скорость течения, сезонные колебания уровня воды, ледовые явления и паводки. Проводятся геологические исследования для оценки качества грунтов. В некоторых регионах учитываются особенности вечномерзлых грунтов и сейсмическая активность. Особенно важно учитывать влияние строительства на местные экосистемы.
  2. Проектирование: включает выбор типа конструкции, материалов и технологий строительства, определение устойчивости и сейсмостойкости. Современные методы проектирования, такие как BIM (Building Information Modeling), позволяют учитывать все факторы, в т.ч. простоту строительства и аспекты влияющие на безопасность эксплуатации и долговечность моста - использование материалов устойчивых к экстремальным условиям, включая перепады температуры и агрессивные воздействия. Всегда учитываются требования по минимизации воздействия на окружающую среду и соблюдению экологических стандартов. Проектирование моста включает расчет нагрузки, учет транспортной интенсивности и возможность её увеличения, а также проектирование систем водоотведения, освещения и ряд других факторов.
  3. Подготовительные работы: Выбор места для постройки вахтового посёлка, где будут размещены трудовые ресурсы подрядчика. В каждом посёлке предусмотрены помимо жилищных модулей, пункты приёма пищи (столовая), гигиены (баня, душевая) и медицинского обследования. Затем важный этап строительства, который включает расчистку территории, возведение временных сооружений, организацию строительных площадок и обустройство подъездных путей для доставки материалов и техники. На этом этапе осуществляется выемка или отсыпка грунта для обеспечения стабильности будущих опор, устанавливаются временные устройства для отвода воды или защиты от паводков. В некоторых случаях могут проводиться работы по укреплению берегов для предотвращения эрозии.
  4. Строительство опор: на этом этапе возводятся конструкции, которые обеспечивают устойчивость моста. В зависимости от геологических условий могут использоваться различные типы фундаментов: сваи, сваи оболочки или буронабивные, которые обеспечивают надежность и устойчивость конструкции. В сложных условиях, например, на вечномерзлых грунтах или в сейсмоактивных зонах, выбираются специальные виды фундаментов, такие как инъекционные или усиленные буронабивные сваи и фундаменты с термостабилизацией. Эти фундаменты должны гарантировать стабильность моста на протяжении всего его срока эксплуатации.
  5. Монтаж пролетного строения: это этап, на котором монтируются несущие конструкции, соединяющие берега. В зависимости от типа моста, это могут быть балки, арки, фермы, вантовые или подвесные элементы, которые обеспечивают необходимую прочность и устойчивость. Процесс монтажа включает подъем и установку элементов пролетного строения с использованием специализированной техники, такой как краны и специальные грузоподъёмные механизмы.
  6. Устройство дорожного полотна – включает укладку асфальтового или бетонного покрытия, укладка железнодорожного полотна, создание элементов безопасности, таких как барьерные ограждения, установка освещения, дорожных знаков и разметки. На этом этапе выполняется монтаж системы дренажа для отвода воды с дороги, что способствует долговечности покрытия и предотвращает разрушение конструкций. Важной частью является установка других инфраструктурных элементов, таких как пешеходные дорожки, велодорожки и элементы ландшафтного дизайна, если это предусмотрено проектом.
  7. Испытания и сдача в эксплуатацию – после завершения строительства моста проводится комплекс испытаний для проверки его прочности, безопасности и долговечности. Испытания включают статическое и динамическое нагружение, тестирование на устойчивость к сейсмическим нагрузкам и экстремальным погодным условиям (например, сильным ветрам или морозам). Мост проверяется на как на совместимость с транспортными потоками, включая автомобили, поезда и пешеходов, так и на возможность пропуска тяжеловесных и сверхтяжелых транспортных средств. Важно провести комплексное обследование всех инженерных систем, включая системы освещения, водоотведения и барьерные ограждения. В случае успешного прохождения испытаний мост принимается в эксплуатацию и открывается для использования, в зависимости от поставленных задач устанавливаются системы видеонаблюдения и мониторинга.

Материалы

Текущее мостостроение использует разнообразные материалы, такие как - современные (композиты, сплавы) и классические (бетон), обеспечивающие прочность и долговечность сооружений. Бетон (включая армированный и не армированный) применяется для массивных конструкций благодаря высокой несущей способности и стойкости к агрессивным воздействиям, таким как морская вода и химические загрязнители. Данный материал лучше работает на сжатие и обладает возможностью изготовления на месте производства работ. Сталь используется для длинных и лёгких мостов, она обладает высокой прочностью на растяжение и гибкостью. В последние годы активно применяются композитные материалы, такие как углеродные и стеклопластиковые волокна, которые уменьшают вес конструкций, повышают устойчивость к коррозии и увеличивают срок службы моста. Все материалы должны соответствовать строгим экологическим стандартам и обеспечивать безопасность для окружающей среды.

 

Виды мостов через естественные и искусственные препятствия

По назначению мосты делятся на:

  • Автомобильные – предназначены для движения автомобилей.
  • Железнодорожные – обеспечивают передвижение поездов.
  • Пешеходные и вело мосты – сооружения для безопасного передвижения людей.
  • Комбинированные – совмещают несколько типов транспорта, чаще всего автомобильное и железнодорожное сообщение.

 

По конструктивному исполнению различают:

  • Балочные – простые в конструкции и возведении, часто применяются на малых и средних пролетах.
  • Арочные – прочные, устойчивые к нагрузкам, часто используются при строительстве мостов в сложных ландшафтных условиях.
  • Вантовые – эстетичные и легкие, обладают высокой несущей способностью и позволяют перекрывать большие пролеты.
  • Подвесные – применяются для сооружения длинных мостов через широкие реки и проливы, позволяют минимизировать количество опор в воде.
  • Разводные – используются в местах с активным судоходством и невозможностью поднятия мостового пролёта, обеспечивают пропуск судов различного водоизмещения.
  • Понтонные – временные или сезонные конструкции, устанавливаемые непосредственно на воде, применяются в местах, где строительство стационарного моста экономически нецелесообразно.
  • Гибридные конструкции - например, комбинированный вантово-арочный мост, который может применяться в сложных географических и гидрологических условиях.

Особенности строительства мостов на Дальнем Востоке

Строительство мостов на Дальнем Востоке России сопряжено с рядом уникальных сложностей. Климатические условия региона характеризуются резкими перепадами температур, длительными зимами и обильными осадками, что требует применения материалов с высокой морозостойкостью и стойкостью к воздействию воды. Гидрологические условия региона сложны: реки могут иметь быстрое течение, значительную глубину и сезонные паводки, что усложняет процесс установки опор.

Нельзя не учитывать особенности вечномерзлых грунтов, которые требуют применения особых технологий для строительства фундаментов. В районах с высокой сейсмической активностью при проектировании мостов необходимо соблюдать повышенные требования к сейсмостойкости, используя дополнительные укрепляющие элементы и материалы. Логистика строительства в таких удаленных районах требует тщательного планирования, использования местных ресурсов и создания временных инфраструктурных объектов для обеспечения бесперебойного доступа на строительные площадки.

 

Заключение

Строительство мостов через естественные и искусственные препятствия – сложный и многоэтапный процесс, требующий профессионального подхода, современных технологий и качественных материалов. Особое внимание уделяется проектированию, выбору оптимальных конструкций и устойчивости мостов к природным факторам, таким как перепады температур, ветровые и водные нагрузки. Надежные мостовые сооружения не только обеспечивают бесперебойное транспортное сообщение, но и способствуют развитию экономики и инфраструктуры региона.

ХАБАРОВСКОЕ МОСТОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (ООО «ХМО») – ведущая компания на Дальнем Востоке, специализирующаяся на строительстве, ремонте и реконструкции мостов, дорог и инженерных сооружений. Мы реализуем проекты любой сложности в Хабаровском и Приморском краях, а также в Амурской, Сахалинской областях и Еврейской автономной области, применяя передовые технологии и материалы, обеспечивая высокое качество и долговечность объектов. Наш опыт, профессиональная команда и комплексный подход позволяют нам создавать надежные транспортные артерии, соединяющие города, регионы и жизни людей.

Фото с портала mintrans.gov.ru

Строительство мостов через реки и водоемы

г. Хабаровск,

ул. Морозова П.Л., д.46, оф. 65

Связаться

Аренда спецтехники

О компании

Вакансии

Контакты

Пресс-центр

+7 (4212) 20-14-26

 

г. Хабаровск, ул. Морозова П.Л., д.46, оф. 65

График работы: с 08:00 - 17:00, перерыв с 12:00 до 13:00

+7 (4212) 20‒14‒26

priemnaya@habmo.ru

Секретарь руководителя:

 +7 (984) 178-60-09

Отдел кадров:

+7 (914) 158-46-33

Copyright © 2024. Хабаровское мостостроительное общество

ул. Морозова П.Л., д.46, оф. 65